Дрессировка этой группы собак имеет свои особенности. Сравнительно крупных собак, таких как пудель, чау-чау, миттельшнауцер и др., нужно дрессировать как и обычных рабочих собак- на выгуле, мелких, как правило, дрессируют в квартире, на даче, садовом участке и в поле. При дрессировке применяют в основном вкусопоощрительный метод.
Небольшое лирическое отступление.
По роду своей деятельности я часто сталкиваюсь с проблемами, которые возникают у владельцев декоративных собак: их животные кусаются, не отличаются чистоплотностью, они непослушны. Я хочу сказать вам, что многих трудностей в содержании собак можно избежать, просто выработав у них элементарные навыки послушания. И декоративная собака- это прежде всего собака, и требует соответствующего отношения к себе. Поэтому не затягивайте с обучением: пока у вас еще маленький щенок, обратитесь к дрессировщику, и он за несколько занятий научит вас, что и как собака может и должна выполнять. И, кстати: обучение собаки можно и нужно начинать уже с 3-4 месяцев, а не с полугода, и тем более не с года, как многие советуют.
Применение контрастного метода при дрессировке комнатно-декоративных собак не рекомендуется, поскольку характерные для него способы механического воздействия на собаку, такие как рывок поводком, удар хлыстом, воздействие электрическим током и т. п., приводят, как правило, к негативным последствиям: собака становится агрессивной или боязливой, и обучение не доставляет ей больше никакого удовольствия. Лучше всего, если занятия с собакой будет проводить владелец, причем в форме игры, с обязательным поощрением хорошо выполненного собакой приема. При дрессировке не рекомендуется применять окрики и наказания. В то же время нельзя поощрять собаку лакомством, если она этого не заслужила. Дрессировщик не должен переоценивать возможности своей собаки, наивно полагая, что она прекрасно понимает человеческую речь, поэтому ей достаточно один раз объяснить, чего от нее хотят. К сожалению, это не так, поэтому не спешите упрекать ее в лености и нерадивости. Лучше попытайтесь критически осмыслить свои действия и поведение. Декоративные собаки весьма разнообразны по своему характеру (правда, то же самое можно сказать и о служебных и охотничьих). Каждой собаке необходима своя система обучения, разработанная с учетом ее индивидуальности. Так, одни собаки ласковы и послушны, а другие упрямы и строптивы, и обращаться с ними при отработке навыков нужно по-разному.
Щенков декоративных собак дрессируют так же, как щенков всех остальных пород. Поэтому здесь мы остановимся подробнее на отработке только игровых навыков. Дрессировка не должна быть слишком продолжительной. Со временем собака устает и ее интерес к работе снижается. Каждый прием и упражнение нужно повторять не более трех раз подряд. Выдержка собак в том или ином положении должна быть от одной до шестидесяти секунд.
1. Хорошо знать характер своего воспитанника.
2. Воля и настойчивость воспитателя должны быть непоколебимы, а терпение безгранично.
3. Ни в коем случае не допускать проявления злобы и недовольства.
При обучении этому навыку применяют команду "Иди к Мише!" (естественно, что вместо имени Миша можно называть имя любого другого члена семьи). Услышав команду, названный по имени член семьи берет со стола приготовленные кусочки лакомства так, чтобы это видела собака, и отходит от дрессировщика в другой конец комнаты.
Дрессировщик, подавая команду "Иди к Мише!", подводит собаку к названному члену семьи. Миша дает собаке лакомство, дрессировщик также одобряет ее действия возгласом "Хорошо!" и оглаживанием. Это упражнение повторяют несколько раз, пока собака не начнет сама после команды подходить к тому лицу, которое было названо по имени.
Затем упражнение усложняют. Названный по имени член семьи должен находиться в другой комнате, дверь в которую открыта. Все члены семьи в этот период должны заниматься своим обычным делом, не обращая внимания на собаку и не отвлекая ее внимание. Услышав команду "Иди к Мише!", собака подходит к названному лицу и получает от него лакомство. Все другие члены семьи делают равнодушный вид и, если собака подходит к ним, лакомство не дают. Увидев, что собака подошла не к названному лицу, дрессировщик останавливает ее повторной командой "Иди к Мише!", но в более строгой интонации голоса.
Такими приемами собака последовательно должна быть отдрессирована на каждого члена семьи. Когда собака научится отличать по имени одного члена семьи от другого, навык усложняют — учат ее приглашать к дрессировщику члена семьи. Для этого команду "Иди к Мише!" заменяют на команду "Позови Мишу!" (Миша находится в другой комнате). Увидев, что собака пошла к названному им лицу, дрессировщик идет вслед за ней и, если собака не ошиблась в своем выборе, подает ей команду "Голос!". За выполнение этой команды собака получает лакомство как от названного лица, так и от дрессировщика.
Усвоив навык, собака получает лакомство только от члена семьи, а дрессировщик поощряет собаку лакомством только тогда, когда все трое придут в ту комнату, откуда собака была послана.
По команде "Сидеть!" собака должна сесть на указанное ей место. Затем ей несколько раз дают команду "Дай лапу!". При этом дрессировщик осторожно подталкивает одну из передних лап рукой. Осторожно, чтобы не причинить собаке боли, берут одну из ее ног выше запястья и слегка приподнимают вверх (примерно до уровня плеча). После небольшой выдержки, как только собака поймет, чего от нее хотят, дают лакомство и лапу опускают.
После нескольких таких повторений у собаки образуется условный рефлекс, и по команде "Дай лапу!" она будет поднимать и протягивать одну из лап дрессировщику. Сначала просят дать одну и ту же лапу, затем, когда это будет твердо усвоено, усложняют навык, давая собаке команды "Не эту, дай другую!", "Дай правую лапу!" или "Дай левую лапу!".
Если собака дает не ту лапу, которую просят, то лакомство она не получает. При правильном выполнении команды ее поощряют возгласом "Хорошо!" и дают лакомство.
Прежде чем приступить к отработке этого навыка, необходимо возбудить аппетит собаки каким-либо лакомством, например кусочком мяса, сыра, печенья и т. д.
Бросать кусок лакомства вверх нужно так, чтобы собака могла легко поймать его на лету. Этот навык собака лучше всего усваивает в присутствии других собак, которые будут прыгать вместе с ней, пытаясь схватить лакомый кусок.
Если собаке не удалось поймать лакомство с лёта, ее не поощряют. Дрессировщик берет кусок лакомства с пола и вновь подбрасывает его. Когда собака научится правильно рассчитывать свои прыжки, высоту бросков увеличивают. При каждом броске следует давать команду "Лови!".
После усвоения навыка "Лови!" лакомство заменяют мячом, диаметр которого должен быть больше диаметра раскрытой пасти собаки. Наиболее пригоден для этой цели шершавый теннисный мяч, который нелегко разгрызть или проглотить. Ударяя мяч о пол, дрессировщик посылает его вверх и дает собаке команду "Лови!". Успешные действия собаки также поощряют лакомством и сглаживанием.
После усвоения собакой навыка с ловлей лакомства и мяча ее можно обучить еще одному игровому элементу.
Собаку усаживают по команде "Сидеть!". Кладут ей на нос кусочек лакомства. По команде "Тише!" или "Не шевелись!" собака должна сохранять полную неподвижность, чтобы не уронить с носа лакомство. Чтобы облегчить усвоение навыка, можно первое время поддерживать голову собаки за нижнюю челюсть. Затем по команде "Раз, два, три!" подталкивают снизу морду собаки. При этом положенное на нос лакомство летит вверх, одновременно дают команду "Лови!".
По этой команде собака должна сидеть на задних лапах, держа вертикально туловище и прижав к телу передние ноги.
Лучше всего обучать собаку этому приему в одном из углов комнаты. Собаку сажают на задние лапы по команде "Сидеть!". Затем, дав команду "Служи!", дрессировщик приподнимает собаку за туловище, а не за передние конечности и прислоняет ее спиной к стенам так, чтобы собака имела опору. Повторно дав команду "Служи!", дрессировщик поддерживает собаку одной рукой под грудь, держа лакомство другой рукой. Если собака не может удержаться в таком положении, ее поддерживают за передние лапы, одновременно повторяя команду "Служи!" в строгой интонации. Если собаке удается хотя бы две-три секунды удержаться в требуемом положении, ее поощряют возгласом "Хорошо!", поглаживанием и лакомством.
Когда собака научится держаться прямо, сидя на задних лапах в углу комнаты, приступают к отработке этого навыка в таком месте, где нет дополнительной опоры. В дальнейшем удлиняют время выдержки, и дрессировщик прекращает помогать собаке удерживаться в требуемом положении, т. е. не поддерживает ее.
Следует отметить, что мелким собакам значительно легче овладеть этим навыком, чем крупным, которым гораздо труднее удерживать равновесие в вертикальном положении.
После того как собака хорошо усвоила команду "Служи!", можно научить ее передвигаться прыжками, стоя на задних конечностях и не выпрямляя их в скакательном суставе.
Собаке дают команду "Служи!", после чего осторожно поднимают ее за грудь так, чтобы в результате она стояла на вытянутых задних ногах. Сосредоточив все внимание собаки на поднятом над ее головой лакомстве со словами "Возьми!", "Возьми!", манят ее к себе; таким образом заставляют собаку передвигаться небольшими прыжками, стоя на задних лапах. За каждый прыжок собаку поощряют лакомством и возгласом "Хорошо!".
Сначала эти упражнения не должны быть продолжительными, чтобы не утомлять собаку. В момент прыжков собаку поддерживают левой рукой за туловище, чтобы помочь ей сохранить равновесие. Чтобы обучить собаку стоя подпрыгивать на одном месте, поднимают и опускают руку с лакомством. Собака тянется за дразнящим ее лакомством и подпрыгивает. Вращая рукой с лакомством из стороны в сторону, можно заставить собаку, стоящую на задних лапах, вертеться на одном месте — вальсировать.
Перекладывая лакомство из руки в руку, можно научить собаку прыгать вокруг него и описывать "восьмерку".
Не рекомендуется приучать собак открывать двери. Привыкнув это делать самостоятельно, они будут проникать во все помещения квартиры, что весьма нежелательно. Гораздо полезнее обучить их закрывать дверь. Этот навык может пригодиться в том случае, если кто-то пришел и забыл закрыть за собой дверь или вы заняты и вам не хочется вставать со своего места.
В начале обучения навыку дверь оставляют немного приоткрытой. Взяв в руку лакомство, подходят к двери и подзывают собаку. Поднимают лакомство с таким расчетом, чтобы собака, подпрыгнув, толкнула передними лапами дверь и затворила ее тяжестью своего тела, давая при этом команду "Закрой дверь!". Если это удалось и дверь захлопнулась, поощряют собаку возгласом "Хорошо!" и дают ей лакомство. В случае, если толчок был слишком слаб и дверь не закрылась, повторяют прием, приподнимают лакомство повыше и подбадривают собаку командой "Закрой дверь!".
При неоднократном повторении этого упражнения собака будет прыгать на дверь и затворять ее по команде "Закрой дверь!", получая в качестве поощрения лишь одобрительный возглас "Хорошо!".
Комнатных собак учат этому приему, показывая им лакомство, зажатое в поднятой руке дрессировщика (аналогичным образом учат служебных собак подаче голоса).
Дрессировщик, подняв правую руку над головой собаки, подает ей команду "Проси!". Собака, увидев лакомство, начинает волноваться, вертеться, прыгать. Как только она подаст голос (залает или запищит), дрессировщик без малейшего промедления дает ей лакомство.
Когда собака хорошо освоит этот прием, его усложняют. После подачи голоса собаке дают команду "Служи!" и, как только она сядет на задние лапы, дают лакомство и поощряют восклицанием "Хорошо!".
Для выполнения этой команды собаку следует приучить ложиться на вытянутые вперед передние ноги, при этом задние ноги должны быть немного выпрямлены и слегка отставлены назад, а голова наклонена к передним ногам. Перед лежащей в таком положении собакой кладут лакомство (на расстоянии 25—35 см от нее). При попытке собаки броситься к пище дрессировщик удерживает ее на месте командой "Кланяйся!", "Кланяйся!", продержав собаку 5—10 секунд в таком положении, он допускает ее к лакомству.
Это упражнение повторяют в течение 4—5 дней. Затем дрессировщик кладет лакомство на пол и, не принуждая собаку занять ранее требуемое положение, командует собаке "Кланяйся!", а сам отходит немного в сторону. Если собака не выполнила команду, он принуждает ее принять требуемую позу. Если же собака выполнила его команду, он разрешает ей взять лакомство и поощряет ее возгласом "Хорошо!".
С темпераментными, любящими поесть или изнеженными собаками занятия по усвоению этого навыка лучше всего проводить до кормления в утренние или вечерние часы. Выполнение этого приема производит очень хорошее впечатление, если он завершается выдержкой в положении поклона до 30 секунд.
Для обучения этому приему берут старую ненужную книгу или альбом по возможности большого формата, лучше с картонными листами. Между листами закладывают кусочки лакомства (сыр, колбасу, печенье и т. п.). Дрессировщик кладет книгу на пол, подзывает к себе собаку, приподнимает немного первый лист книги, показывает положенное в книгу лакомство и дает команду "Читай!". Почуяв лакомство, собака подсунет под лист морду и возьмет его, а дрессировщик должен поощрить ее возгласом "Хорошо!". Аналогичным образом поступают со следующими листами книги и лакомством. После нескольких таких упражнений собака будет самостоятельно подсовывать морду под листы книги и переворачивать их! В дальнейшем лакомство кладут не на каждую страницу, а с пропуском двух или более страниц.
Для обучения этому навыку собаку необходимо посадить или положить около дрессировщика. Один из присутствующих членов семьи, оглядываясь на собаку и крадучись, чем привлекает ее внимание, уходит в другую комнату, где прячется и по возможности маскируется. До этого момента дрессировщик удерживает ее на месте, тихим голосом подавая команду "Сидеть тихо!". Когда помощник спрячется в соседней комнате, дрессировщик подает собаке команду "Ищи его!" и вместе с ней начинает искать ушедшего члена семьи. Собака и дрессировщик в момент поиска должны двигаться медленно, временами останавливаясь, как бы прислушиваясь. При входе в соседнюю комнату дрессировщик, повторяя команду "Ищи!", дает собаке возможность вести свободный поиск. При обнаружении спрятавшегося члена семьи собака, естественно, проявляет эмоции, начинает вилять хвостом, подпрыгивать. В этот момент дрессировщик дает собаке команду "Голос!", а спрятавшийся член семьи на короткое время показывается собаке, после чего дрессировщик и собака убегают в другую комнату. При этом собаку поощряют лакомством и возгласом "Хорошо!".
В другой комнате дрессировщик укладывает собаку на какое-нибудь место и дает ей команду "Лежать тихо!". Сам же отходит от нее и садится на стул. После этого в комнате появляется ранее прятавшийся член семьи. Он входит тихо и осторожно, оглядываясь и прислушиваясь, начинает искать собаку, нарочно проходя мимо нее и подзывая ее по кличке. Если собака, почуяв вошедшего и услышав его шаги, откликнется и вскочет со своего места, дрессировщик должен окликнуть ее и дать команду "Место!", "Лежать!". Член семьи, прятавшийся от собаки на первом этапе отработки навыка, обнаружив спрятавшуюся собаку после первого обхода комнаты, окликает ее и, остановившись рядом, награждает ее лакомством и оглаживает. Дрессировщик, в свою очередь, также поощряет собаку.
Этот навык аналогичен навыку выборки вещей человека по его запаху при обучении розыскных собак.
Берут одну из вещей дрессировщика (перчатку, носок или тапок), несколько раз дают дрессировщику обтереть руками, дают собаке понюхать и прячут в соседней комнате. Затем, показав собаке жестом в сторону комнаты, где спрятана вещь, дрессировщик дает собаке команду "Ищи!". При обнаружении собакой вещи он поощряет ее возгласом ^"Хорошо!" и сразу же дает команду "Апорт!", а при подноске собакой найденной вещи берет ее в руки, одновременно подавая команду "Дай!". Отдав найденную вещь, собака поощряется лакомством, сглаживанием и возгласом "Хорошо!". Затем этот прием усложняют: вещь прячут в другой комнате и в более укромном, но доступном для собаки месте. После освоения этих приемов переходят к розыску вещей других членов семьи. Но при посыле собаки на розыск вещи добавляют ее название, заранее зная, что она лежит в доступном для собаки месте.
Лучше всего проводить отработку этого навыка в поле, на садовом участке, лесной или полевой тропинке, где обычно прогуливаются с собакой. Розыск потерянной вещи начинают со "случайно" оброненной вещи, которую дрессировщик незаметно для собаки бросает в сторону от тропинки. Отойдя метров на 20, он останавливается, поворачивается назад и, показывая рукой в сторону оброненной вещи, дает собаке команду "Ищи перчатку!" или "Ищи!". При нахождении вещи и подноске ее к дрессировщику собака поощряется лакомством, оглаживанием и возгласом "Хорошо!".
Поставив правую ногу на один шаг вперед, дрессировщик держит собаку у левой ноги. В правой руке дрессировщика находится любимое лакомство собаки. Поднеся лакомство к носу собаки, дрессировщик дает ей команду "Восьмерка!" и побуждает двигаться вслед за рукой, в которой находится лакомство, .обводя ее вокруг правой ноги, затем перекладывает лакомство в левую руку и обводит собаку вокруг левой ноги. При правильном выполнении собакой этого приема дрессировщик отдает ей лакомство.
После неоднократных упражнений собака выполняет обход восьмеркой без всякой команды.
Дрессировщик укладывает собаку и ложится рядом с ней на правый бок, держа ее на коротком поводке. Левой рукой он удерживает собаку в этом положении, слегка нажимая ей на холку и не давая ей встать. Затем берет в правую руку лакомство, дает собаке понюхать его и одновременно с подачей команды "Ползи!" протягивает руку с лакомством вперед до уровня передних лап животного. Обычно собака пытается встать, но механическое воздействие на холку не позволяет ей это сделать, и она вынуждена двигаться к лакомству лежа. При этом дрессировщик повторяет команду "Ползи!" и поощряет продвижение собаки возгласом "Хорошо!". Когда собака начнет ползти, ей позволяют съесть лакомство.
Иногда вместо лакомства можно использовать предметы, к которым собака проявляет повышенный интерес, например любимую игрушку. Ползание быстро утомляет собаку, поэтому на первых порах проползаемое ею расстояние не должно превышать одного- двух метров.
Когда собака научится ползать рядом с дрессировщиком, приступают к отработке следующего этапа. Собаку укладывают командой "Лежать!" и помещают лакомство (или ее любимую игрушку) в двух-трех метрах от нее. Затем дрессировщик подходит к собаке и подает ей команду "Ползи", левой рукой он придерживает ее за холку, предупреждая вставание, и слегка подталкивает ее вперед. Как только собака достигнет места, где было оставлено лакомство, его поднимают и дают собаке.
Некоторые собаки отказываются ползти, ложатся на спину. В этом случае дрессировщик укладывает собаку между стопами своих ног, тем самым не позволяя ей переворачиваться, и, взяв собаку за ошейник, принуждает ее к продвижению, подавая команду "Ползи!".
Иногда и это не помогает, тогда сколачивают из деревянных планок ящик по величине собаки и производят ее продвижение через него.
Во время прогулки со щенком или молодой собакой дрессировщик должен приучать их преодолевать прыжком встречающиеся на пути небольшие препятствия, например канавку, поваленное дерево и т. п. При этом нужно учитывать, что на первых этапах обучения высота препятствия не должна превышать высоту собаки в холке. Следование этому правилу позволит предохранить собаку от возможных при высоком прыжке травм конечностей.
Прыжок через палку. Подбирают гладкую и круглую палку и, держа ее перед собакой на высоте ее роста в холке, произносят команду "Барьер!". Как только собака поймет, что от нее требуют, она перепрыгнет через палку. Ее сразу же поощряют возгласом "Хорошо!" и дают лакомство.
Прыжок через обруч. Диаметр обруча должен немного превышать рост собаки в холке. Сначала знакомят собаку с обручем, показывают ей его, дают понюхать. Как только она привыкнет к обручу, поднимают его на высоту собаки в холке, держа на расстоянии 40—50 см от нее. Держа обруч перед собакой в вертикальном положении, дают ей команду "Барьер!" или "Вперед!". Как только собака сделает прыжок через обруч, дрессировщик поощряет собаку возгласом "Хорошо!» и дает ей лакомство.
После усвоения прыжков через открытый обруч упражнение усложняют, например, прикрепляют к нему тонкую бумагу с отверстием посредине, и производят прыжки через затянутый бумагой обруч.
© 2008-2011 КСС