. Кричать на собаку, конечно, неэтично с точки зрения последней, но весьма эффективно. Особенно, если занятия проходят на свежем воздухе, пропитанном гарью проезжающих поездов, которые, помимо запаха, производят еще и страшный грохот. Уговорить псину дрессироваться в таких экстремальных условиях - задача из разряда невыполнимых, но интересных.
Что сегодня и наблюдалось при попытке обучить миттеля простейшим командам, типа "сидеть-лежать-стоять-я-кому-говорю". Хозяйка миттеля честно пыталась следовать инструкциям западных собаководов, согласно которым на собаку не нужно повышать голос, мол, она должна и так все делать, чисто чтоб угодить Любимому Человеку... Продержалась хозяйка ровно ползанятия, ласково уговаривая псинку сесть на травку, потом лечь, потом постоять спокойно хотя бы десять секунд... Но тщетно - у миттеля было слишком много дел, которые он так и не успевал сделать из-за этой глупой женщины. Но к тому моменту, как произошел тот самый прикол, хозяйка миттеля еще держалась. А случилось следующее: инструктор стала провоцировать собак косточками, бросая их в передние лапы. Когда подошла наша с Хэмом очередь, мой поросенок не удержался и схватил летящую кость, видимо, приняв ее за аппортик. Что тут со мной стало... Во всю мочь своих легких, вспомнив студийные занятия по развитию голоса и дыхания, с таким посылом, что мои учителя могли бы мне только поаплодировать, я крикнула... нет, гаркнула: "НЕЛЬЗЯ-А-А!!!!". Вздрогнула даже инструктор. Хэм, конечно, сразу от кости отплевался, сделав вид, что ничего и не было. Да чего уж там, я и сама испугалась. А бедная хозяйка миттеля, вжав голову в плечи и закрыв уши руками, смотрела на меня со смесью ужаса и удивления ("надо же, такая маленькая, хрупкая...") Перестал крутиться даже ее неугомонный Вирт. Крик, похоже, возымел эффект электрошокового ошейника, причем на всех присутствующих. На секунду на площадке воцарилась полная тишина... Редкий, между прочим, момент. После этого миттелевладелица перестала стесняться, и, что самое удивительное, миттель прекрасно понял, что "лежать, козел!" - это относится именно к нему, и лучше лечь. А Хэм совершенно спокойно, безо всяких попыток опередить события, прошел через все барьеры без поводка, делая перед каждым из них паузу, давая мне время подумать: прыгать ему или сидеть, причем голос я на него больше не повышала. Это, скажу я вам, Достижение с большой буквы, поскольку если у каждой собаки есть какие-то свои заскоки (кому-то с земли все надо подбирать, кто-то обожает рыть ямы, кто-то помешан на аппортировке и готов гоняться за любым летящим предметом и т. д.), то у Хэма это - полоса препятствий. Через барьеры он готов прыгать часами, и спокойно смотреть, как это без него (!) делают другие собаки, просто не в состоянии, поэтому каждый раз сидя в очереди, скажем, пятым, он устраивал форменные истерики, не реагируя ни на лакомство, ни на увещевания, ни на окрики и даже пинки... И вот, достаточно было крикнуть всего один раз, чтобы мои многомесячные сизифовы труды увенчались таким блестящим успехом... Затем он сорвался всего лишь раз, на перерыве, за что и был наказан повторно. После чего стал ну просто идеальной собакой, лучшим другом человека.
А в общем-то, конечно, не кричите на собаку просто так, не имея к этому делу призвания. Лучше сначала потренироваться где-нибудь, накопить опыта, и когда собака станет думать, что ей все можно, тут-то вы и скажете ей свое веское "Фу!". Только посмотрите сначала по сторонам, нет ли поблизости предынфарктных пенсионеров или просто людей слабонервных...
АВТОР Виктория Жижина